Элементарные сведения о гармонии
Дальнейшее сочинение к данной мелодии голосов в аккордово-гармоническом плане называется гармонизацией мелодии, а наука об аккордах, их связи и последовательности, приводящем к образованию различных музыкальных построений, называется гармонией. Сопровождение мелодии называется аккомпанементом. Он чаще всего состоит из аккордов, звучание которых подчеркивает ладовую основу мелодии. Не следует делать вывод, что гармония, то есть последовательности аккордов, будучи сопровождением мелодии, имеет второстепенное значение. Гармония существенно обогащает музыкальное произведение, она придает мелодии различные эмоциональные оттенки. В этом нетрудно убедиться, если прослушать два раза одну и ту же мелодию, которая будет гармонизирована различными последовательностями аккордов с разным звуковым составом.
Нам известно, что мелодия состоит из различных звуков (ступеней) мажорного или минорного лада. Исходя из этого, можно заключить, что аккорды тоже должны строиться на ладовой основе. Для примера рассмотрим, какие трезвучия (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) могут быть построены и, следовательно, могут встретиться в натуральном мажорном и гармоническом минорном ладах.
Начнем с мажорного лада. Лад построен от ноты до - значит, тональность лада до мажор. Напоминаю, что в до-мажорной тональности ключевые знаки альтерации отсутствуют. На I, IV и V ступенях лада получились мажорные трезвучия; на II, III и VI трезвучия; на VII ступени лада - уменьшенное трезвучие. Переходим к построению и рассмотрению различных трезвучий в гармоническом минорном ладу. Используем ля-минорную тональность, которая является параллельной по отношению к до-мажорной и, следовательно, также не имеет ключевых знаков альтерации.
На I и IV ступенях лада получились минорные трезвучия; на II ступени - уменьшенное трезвучие; на III ступени - увеличенное; на V и VI ступенях - мажорные трезвучия; на VII ступени - уменьшенное трезвучие. Оказалось, что увеличенное трезвучие в натуральном мажорном ладу встречается на III ступени. Аналогичным порядком можно построить на всех ступенях различных ладов септаккорды и нонаккорды. Тогда станет известно, в каких ладах и на каких ступенях лада может появиться какой-либо из септаккордов и нонаккордов. Трезвучие, построенное от I ступени лада, называется тоническим. В мажорном ладу тоническое трезвучие мажорное. В минорном ладу тоническое трезвучие минорное. Тонический аккорд является центральным созвучием, опорой лада, подчиняющей себе все остальные созвучия (аккорды) лада.
Главными ступенями лада являются I, IV и V ступени. Каждая из этих ступеней имеет название: I ступень - тоника, IV ступень - субдоминанта, V ступень - доминанта. Все прочие ступени лада называются побочными ступенями.
Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях, называются соответственно тоническим, субдоминантовым и доминантовым. Эти трезвучия и доминантсептаккорд, то есть малый мажорный септаккорд, построение которого возможно на V ступени некоторых ладов, имеют важнейшее значение в мажорно-минорной системе ладов и поэтому называются главными аккордами лада.
Все прочие трезвучия, септаккорды и т.д. называются побочными аккордами. Обычно только короткие музыкальные произведения излагаются в одной тональности, а чаще - для развития художественного замысла вводится смена тональности (модуляция). Например, мажорная тональность переходит в параллельную минорную или минорная - в параллельную мажорную.
Правила гармонизации мелодии сложны и требуют длительного и детального изучения. Задача данного самоучителя - научить исполнению музыкальных произведений только по нотам, в которых мелодия уже гармонизирована. Однако рекомендую определять названия, вид аккорда и его ступень по отношению к тонике, что поможет улавливать на слух наиболее простые гармонические последовательности аккордов, сопровождающие мелодию.
Согласно ранее указанным правилам, определяем: это тональность ми минор. В 1-ом такте записано ми-минорное трезвучие - трезвучие 1-ой ступени в основном виде (басовым звуком аккорда является основной тон аккорда). Во 2-м такте повторяется трезвучие 1-ой ступени, но в виде секстаккорда (басовым звуком аккорда является терцовый тон). В 3-м такте - мажорное трезвучие VI ступени в основном виде (ми - I ступень, фа - II ступень, соль - III ступень, ля - IV ступень, си - V ступень, до - VI ступень). В 4-ом такте - ля-минорное трезвучие IV ступени (субдоминантовое) в основном виде. В 5-ом такте - квартсексаккорд I ступени (басовым звуком ми-минорного трезвучия является квинтовый тон). В 6-м такте - доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд) в основном виде, построенный на V ступени. В 7-м и 8-м тактах - трезвучие I ступени.
Вернуться к оглавлению самоучителя