Флажолеты
Флажолетом называется звук со своеобразной тембровой окраской.
Флажолеты бывают натуральные и искусственные. Чтобы извлечь натуральный флажолет, например, на первой струне, надо точно над порожком 12-ого лада (середина струны) положить на эту струну подногтевую часть пальца левой руки. Освоение этого приема следует начать третьим пальцем. Палец должен не прижимать струну, а только слегка соприкасаться с ней. Далее нужно правой рукой извлечь звук и почти одновременно с этим снять (приподнять) палец левой руки со струны.
У начинающих обучение флажолет первое время или вообще не звучит, или звучит слабо. Это происходит по нескольким причинам:
1) Палец расположен недостаточно точно над порожком лада.
2) Палец вместо легкого прикосновения надавливает на струну.
3) Палец снимается со струны или преждевременно, или слишком поздно.
Обычно после устранения этих ошибок и некоторой тренировки флажолеты начинают получаться достаточно громкими и яркими.
Освоив флажолет на 12-м ладу, надо все вышеописанное проделать на 7-ом ладу (третья часть струны) и, добившись хорошего звучания, перейти к флажолету на 5-ом ладу (четверть струны).
Обратите внимание, что флажолет получается от своеобразного разделения струны пальцем левой руки на две равные или различные части. Эти сведения понадобятся нам при изучении искусственных флажолетов. Кроме 12, 7 и 5-ого ладов, натуральные флажолеты могут быть извлечены на некоторых других ладах, но они или тихо звучат, или оказываются одинаковыми с флажолетами, получаемыми на 7-м и 5-м ладах. Поэтому наиболее употребляемые флажолеты на 12, 7 и 5-м ладах.
Натуральные флажолеты обозначаются так: фл. 12, фл. 7 (или arm. 12, arm. 7) и т.д. Цифры указывают на каком ладу нужно исполнить флажолет. Нетрудно заметить, что натуральные флажолеты на 12-м ладу звучат на октаву выше звука той же открытой струны (октавный флажолет). На 7-м ладу - на октаву плюс чистая квинта выше звука той же открытой струны (квинтовый флажолет). На 5-м ладу - на две октавы выше звука той же открытой струны (октавный флажолет).
Натуральные флажолеты можно извлекать не только на одной струне, но и одновременно на нескольких струнах. В этом случае обозначение флажолета распространяется только на ноты, находящиеся на одном штиле.
Чтобы показать, что ноты со штилем вниз (при двухштильной записи) тоже должны быть исполнены флажолетом, обозначение флажолета выставляется внизу.
Ранее говорилось, что над порожком 12-ого лада находится середина струны (октавный натуральный флажолет). Но если прижать струну на первом ладу, то ее середина будет уже над порожком 13-ого лада и т.д. Следовательно, чтобы получился флажолет на 13-м ладу, надо прежде всего прижать (обычным способом) струну на первом ладу и над порожком (точно над порожком) 13-ого лада слегка прикоснуться к ней подногтевой частью первого (указательного) пальца правой руки, а звук извлечь четвертым пальцем (мизинцем) или третьим пальцем той же руки. Это и будет искусственный флажолет.
Искусственные флажолеты могут быть октавными и квинтовыми, но при игре на гитаре чаще всего применяются искусственные флажолеты. Чтобы искусственный флажолет был звучным, надо указательный палец правой руки снимать (приподнимать) со струны одновременно с извлечением звука.
В нотах для гитары искусственные флажолеты могут быть обозначены двумя способами:
1. Когда нужно сыграть относительно большое количество следующих один за другим звуков, то дается указание или по-русски - октавные флажолеты, или по-латински - arm. octavados.
2. Когда нужно сыграть один звук или небольшое количество звуков, следующих один за другим, то обыкновенной нотой показывается, на каком ладу струна должна быть прижата пальцем левой руки. Фактическая высота данного звука обозначается ромбовидной нотой, и этим показывается, над порожком какого лада следует приложить к струне первый (указательный) палец правой руки, чтобы можно было извлечь искусственный флажолет.
Искусственные флажолеты в нотах для аккомпанемента почти не встречаются, но играющий на гитаре должен знать хотя бы принцип их исполнения.
Вернуться к оглавлению самоучителя