Группировка нот
Как уже упоминалось в уроке про длительность нот, чтобы объединить ноты в группы, используют особые вязки или ребра вместо флажков. В группы могут объединяться только ноты, длительность которых равна или меньше одной восьмой. Группировка нот одной длительности помогает сделать чтение нотной записи намного удобней, так как при ней лучше выявляются сильные и слабые доли такта. Найти их легче благодаря тому, что любая группа нот всегда равна всего лишь одной или нескольким долям одного и того же такта.
В нотной записи для вокала (песен) ноты группируются немного иначе. Если одна буква или один слог слова поется на всего одной ноте, то эта нота не объединяется с другими в группу.
Если же слог слова поется на протяжении звучания нескольких нот, то данные ноты на нотоносце необходимо сгруппировать. Также в нотной записи песен между такой группой нот может быть нарисована дуга, в музыке называемая лигой. Лига показывает исполнителю песни, что он должен спеть все ноты, заключенные в ней, на данный слог слова.
В случае, когда на музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, последовательно исполняют только по одному звуку, такая игра называется одноголосой. Если же одновременно звучат несколько звуков, то – многоголосой. При многоголосом звучании ноты на нотоносце записываются друг под другом. Звучание самой нижней ноты в таких случаях называется нижним или басовым голосом, а звук верхней ноты – верхним голосом. Очень часто ноты, которые нужно сыграть одновременно, имеют разную длительность. На нотном стане ноты, извлекающиеся одновременно, с одной длительностью записываются со штилем вниз, а с другой – со штилем вверх. Для более качественного исполнения композиции крайне важно соблюдать правильную длительность каждой ноты. На рисунке ниже показан пример нотной записи одновременно исполняемых нот с разной длительностью и пример их счета.
Во многих случаях вместо нот, штили которых направлены вверх или вниз, может быть поставлена пауза. К примеру, можно привести рисунок ниже, на котором изображен нотный стан. При счете “раз”, звучит только целая нота со штилем вниз, так как вместо половинных нот там стоит пауза (и по этой же причине ведется счет), при счете “два” – звучат только половинные и т.д.
Если одновременно звучащие ноты имеют одну и ту же длительность, то их штили могут быть общими или раздельными. Тут уж как нравится. Единственное, что в одном такте разрешено использовать только один вариант записи, чтобы исключить путаницу.
При записи одновременно звучащих нот с общим штилем, выбор, в какую сторону будет направлен этот штиль, подчиняется правилам и не может быть произвольным. В общем и целом, направление штиля зависит от положения нот на нотном стане, к которым он добавляется.
Вернуться к оглавлению самоучителя