Легато
Легато – это прием игры на гитаре, при котором звучание определенной ноты переходит в другой по высоте звук без использования правой руки. В нотной грамоте такой прием обозначается лигой или дугой, которая включает в себя несколько нот. При исполнении части произведения в стиле легато первый звук под лигой нужно извлекать как обычно правой рукой, а уже следующие звуки - пальцами левой руки. Чтобы лучше освоить легато, разберемся на наглядном примере.
Даны четыре ноты, все они могут быть сыграны на первой струне. Первая нота «ми» извлекается как обычно правой рукой на открытой. Следующая нота «фа-диез» (II лад), так как она идет после первой ноты под лигой, играется пальцем левой руки - в данном случае вторым. Чтобы правильно ее сыграть, средним пальцем необходимо быстро и точно прижать струну на втором ладу. Для того чтобы звук получился более ярким, прижимать струну нужно во время звучания первой ноты. Представьте, что прибиваете струну к ладу, как гвоздь к стене. Движение должно быть предельно резким, а главное точным. Чем резче и сильнее вы прижмете струну к ладу, тем ярче и громче получится извлекаемый звук. Вы наверняка заметили, что в примере ноты охвачены не одной лигой, а двумя. Это значит что прием легато после ноты «фа-диез» нужно начинать заново, то есть первую ноту под второй дугой снова нужно извлекать как обычно – правой рукой, а следующую (соль на III ладу) уже пальцем левой руки (третьим).
В нотном примере чуть ниже под одной лигой теперь находятся все четыре ноты. Это значит, что извлечь правой рукой нужно только первую ноту «ми», а остальные необходимо извлекать уже левой. Все движения выполняются абсолютно также как и в предыдущем примере. Отличие состоит только в том, что вам придется использовать три пальца левой руки, чтобы извлечь звуки. Просто по очереди опускайте их на нужные лады первой струны, не забывая о быстроте и точности исполнения данного приема.
В данных до этого момента примерах все ноты шли от низкого к более высокому по высоте звуку. В таких случаях прием игры приобретает специальное название – восходящее легато. Если же звуки под лигой, наоборот, спускаются от высокого к более низкому, то название приема дополняется словом – нисходящее. Нисходящее легато имеет немного другую схему игры, поэтому разберем его на примере.
Первую ноту «соль» нужно извлечь правой рукой как обычно. Извлекается данная нота на первой струне, III ладу (прижимается лад вторым пальцем). Во время ее извлечения первый палец уже должен быть готов сыграть ноту «фа-диез», то есть во время звучания первой ноты он уже должен прижимать струну на втором ладу. После окончания длительности ноты «соль», необходимо резко снять второй палец с лада, то есть выполнить движение прямо-противоположное при восходящем легато. При снятии постарайтесь поддеть или зацепить подушечкой пальца струну. Если совершите это движение довольно быстро и правильно, то услышите звучание ноты «фа-диез», так как прижимаете струну на втором ладу. Ноты под второй лигой играются точно также. В следующем примере нисходящим легато охвачены все четыре ноты.
Исполняется такое нисходящее легато также как и в предыдущем примере с двумя нотами. Правой рукой играется только первая нота, остальные извлекаются последовательным снятием пальцев левой руки со струны. Не забывайте предварительно ставить пальцы на нужные лады, чтобы в итоге прозвучала правильная нота. При игре приемом легато всегда старайтесь выдерживать правильную длительность нот. Также помните, что все звуки под лигой должны быть примерно одинаковой громкости. Кроме отдельных звуков, данным приемом можно играть целые последовательности созвучных нот. При этом в нотной записи указывается лишь одна лига для всех нот созвучия, а не для каждой в отдельности. Попробуйте самостоятельно разобраться в следующем примере.
Вернуться к оглавлению самоучителя