Мелодия и лад


Мелодия - это музыкальная мысль, выраженная одноголосым следованием музыкальных звуков на основе определенной системы. Эта система связана с делением звуков на устойчивые (опорные) и неустойчивые, тяготеющие в устойчивые звуки. (Тяготение, в результате которого совершается переход неустойчивого звука в устойчивый, называется разрешением).

Лад. Система тяготения звуков, из которых одни устойчивы, а другие неустойчивы, называется ладом. Термин "лад" в этом понимании не следует смешивать с ладами на грифе гитары.

В музыке существует много различных ладовых систем. Наиболее употребляемые из них это мажорный и минорный лад. Каждый звук лада называется ступенью. Ступени лада обозначаются римскими цифрами: I, II, III IV, V, VI, VII. Построение лада и отсчет его ступеней ведутся в восходящем порядке звуков. Рассмотрим звукоряд натурального мажорного лада. Нетрудно проверить, что формула построения (расстояние между соседними звуками) натурального мажорного лада такова: тон, тон (то есть 2 тона), полутон, тон, тон, тон (то есть три тона), полутон. Распространенной разновидностью мажорного лада является гармонический мажор. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что его VI ступень понижена на полтона по сравнению с VI ступенью натурального мажора.

Существует еще одна разновидность мажорного лада - мелодический мажор. Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что его VI и VII ступени понижены каждая на полтона по сравнению с теми же ступенями натурального мажора. Теперь приступим к рассмотрению звукоряда натурального минорного лада. Не забудьте обращать внимание на ключевые знаки альтерации. Формула построения натурального минорного лада такова: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Основной разновидностью минорного лада является гармонический минор. Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что его VII ступень повышена на полтона по сравнению с VII ступенью натурального минора.

Частой разновидностью минорного лада является мелодический минор. Мелодический минор отличается от натурального минора тем, что при следовании звука от нижнего к верхнему его VI и VII степени повышены каждая на полтона. При следовании звуков от верхнего к нижнему повышение VI и VII ступеней отменяется, и мелодический минор становится аналогичным натуральному минору.

В мажоро-минорной системе ладов I ступень лада (звук, от которого строится звукоряд лада) является наиболее устойчивой. Этот звук называется тоникой лада. Остальные ступени лада неустойчивы.



Вернуться к оглавлению самоучителя
Вверх