Настройка гитары


Если прижать любую струну на гитаре к ее грифу, то длина этой струны заметно укорачивается, вызывая при этом повышение высоты извлеченного звука. Строем музыкального струнного инструмента является определенная высота звуков, которые извлекаются без прижатия всех струн к грифу. Настройка гитары предполагает поочередное изменение высоты звучания струн для достижения необходимого строя. При записи нот на бумаге, струны обозначаются обычными цифрами, которые в свою очередь обведены кружками. К примеру, ноль в кружке означает, что извлечение звука должно происходить только на открытой (без прижатия к грифу) струне.





В нотной записи стандартный строй «классической» шестиструнной гитары будет выглядеть так:



Первую струну гитары следует настраивать по контрольному звуку. В его роли может выступать камертон или другой уже настроенный музыкальный инструмент (рояль, гитара и т.д.). В любом случае всегда следует помнить, что все звуки, извлекаемые на гитаре, в нотах записываются на одну октаву выше от их истинного звучания. К примеру, извлеченный звук на открытой (без прижатия к грифу) струне в нотах обозначается как нота «ми» второй октавы, но звучит она на самом деле как нота «ми» первой.



Все это необходимо для того, чтобы у музыкантов и композиторов появилась возможность записывать все звуки, которые можно извлечь на гитаре, прямо в один скрипичный ключ или как его еще называют – нотный стан (нотоносец). К тому же с помощью такого не хитрого трюка к нотоносцу можно легко пририсовывать добавочные линии, которые визуально удобны для чтения и интуитивно понятны. Итак, приступим к практической части настройки гитары. При настройке, гитару необходимо держать абсолютно так же, как и при игре на ней. И, конечно же, не забывайте, что любая струна при натяжении может оборваться, поэтому убедитесь заранее, что никому не навредите, и особенно себе.

Если в выборе контрольного звука ваш выбор упал на обычный камертон, который звучит как нота «ля» первой октавы, то извлекаемый звук при ударе об первую струну гитары, которая прижата на пятом ладу, должен звучать с камертоном в унисон, т.е. быть абсолютно идентичным и полностью совпадать по высоте. Если же извлеченный звук не совпадает со звуком камертона, то необходимо с помощью поворота колка добиться нужного звучания. Поворот колка в одну сторону, путем натяжения струны, повышает высоту извлекаемого звука, а поворот в другую сторону – ослабляет ее натяжение и тем самым понижает высоту звука.

Сразу следует отметить, что большинство новичков в настройке гитары не сразу могут определить ниже или выше звучит струна от контрольного звука. Поэтому, чтобы снизить риск обрыва струны, да и просто облегчить саму настройку, сначала рекомендуется максимально понизить высоту звучания струны, ослабив натяжение, а потом, внимательно вслушиваясь и постоянно извлекая звук, постепенно увеличивать натяжение струны до тех пор, пока ее звучание полностью не совпадет с контрольным.

В случае если услышать контрольный звук просто неоткуда, а настроить гитару очень хочется, то тогда условно считаем, что первая струна уже настроена и идем дальше (или же используем специальный онлайн тюнер). Но важно отметить, что при таком раскладе дел, следует проверить ее на излишнюю натянутость или наоборот – чрезмерное ослабление. Проверить это легко. Если при извлечении звука струна без прижатия или с прижатием ее на любом ладу начинает дребезжать, то необходимо ее немного подтянуть. Если же прижатие струны к грифу требует больших усилий, то ее нужно наоборот ослабить. Попробуйте найти золотую середину, и только потом приступайте к настройке следующих струн.

Вторая струна, которая прижата к грифу на пятом ладу, должна звучать абсолютно идентично с открытой первой струной. Прижатая на четвертом ладу третья струна, должна звучать в точности так же, как и открытая вторая. Четвертая струна, будучи прижатой на пятом ладу, должна издавать такой же звук, как и открытая третья. Звучание пятой струны, прижатой на пятом ладу, должно совпадать со звучанием открытой четвертой струны. И наконец, последняя шестая струна на пятом ладу, должна прозвучать как открытая пятая. Теперь вы знаете как настроить гитару по стандартному строю, но есть еще пару нюансов, которые вы обязательно должны знать. Главное все делать по порядку, и ни в коем случае не приступать к настройке следующей струны, не до конца убедившись в правильной настройке предыдущей.



Такую ошибку, к сожалению, совершают многие начинающие гитаристы. Если совсем чуть-чуть не правильно настроить вторую струну, то последующие струны по цепочке будут иметь просто ужасный строй. Даже после хорошей настройки рекомендуется пройти небольшую проверку для уверенности. Прижимаем третью струну на девятом ладу и проверяем, звучит ли она так же, как и первая открытая струна. Если звучание совпадает, двигаемся дальше, если же нет - вторая или третья струна плохо настроена. Исправляем этот недочет и переходим к следующей, четвертой струне. Прижимаем ее на втором ладу и сравниваем ее звучание опять же с первой открытой струной. Они должны звучать в унисон, несмотря на то, что звук (нота «ми») на четвертой струне будет на ровно одну октаву ниже. Но в этом и последующих случаях данный факт особых сложностей вызвать не должен. Итак, пятая струна – открытой она должна прозвучать так же, как и третья струна, которую прижали на втором ладу. И наконец, шестая открытая в идеале должна издавать такой же звук, как и открытая четвертая струна, но на октаву ниже.

Всегда и везде, перед практическими занятиями, игрой очередного произведения и даже перед исполнением самой обычной песни, необходимо проверять строй гитары. Звучание неправильно настроенной гитары во всех случаях очень заметно и раздражает практически всех зрителей (если только вашим слушателям не все равно или же им недавно наступил на уши огромный преогромный медведь). Но и это не самое главное, ведь игра на плохо настроенной гитаре сильно помешает вам развивать свой музыкальный слух в правильном направлении.



Вернуться к оглавлению самоучителя
Вверх