Особые формы деления длительностей в такте. Триоль.


В данном самоучителе ранее мы разбирали ритмические фигуры, которые состояли всего из двух или четырех нот в одной определенной тактовой доле. К одним из таких примеров можно отнести такт, состоящий из двух долей. Первая доля состоит из двух восьмых нот, а вторая – из четырех шестнадцатых:



Такое четное деление нот на доли в такте является стандартным и используется в большинстве тактах многих произведений. Но существует и другая особая форма деления длительностей – нечетная. Используется она не часто, но знать ее нужно. В таких особых формах тактовая доля может состоять из трех, пяти, шести, семи нот. Над такими нотами обычно выставляется цифра, указывающая, сколько нот входит в данную тактовую долю. Чаще всего в нотной грамоте из таких форм встречаются доли с тремя - триоль, и шестью нотами - секстоль.



Научиться выдерживать необходимую длительность таких особых тактовых долей довольно легко. Как и при стандартных тактах – все дело в правильном счете. Для примера разберем такт размерностью в две четверти, в который входит триоль.



Для начала проиграйте триоль (первую долю такта над которой обозначена цифра три). При извлечении нот считайте вслух – «раз, два, три». На каждую цифру счета извлекайте одну ноту триоли. На счет «раз» - первую, на счет «два» - вторую и на счет «три» - третью ноту. Последнюю четверную ноту в такте начните играть с начала счета, то есть на «раз», и закончите на «четыре». Проиграйте данный такт несколько раз. После того как вы более менее освоитесь с длительностью триоли, постарайтесь перейти на счет «раз, два». Теперь на счет «раз» играйте всю триоль, а на счет «два» - последнюю ноту.

Во многих тактах с размерностями 3/8, 3/4, 6/8, 6/4, 9/8, 12/8 и так далее, вы можете встретить такую ритмическую фигуру, как дуоль. В тактовой доле она будет состоять, как обычно из двух нот, но по длительности они будут равны трем таким же нотам. В записи они встречаются крайне редко, поэтому заострять на них особое внимание на данном этапе обучения нет смысла.





Вернуться к оглавлению самоучителя
Вверх