Система записи музыкальных звуков.


Музыкальная мелодия может быть записана на пластиковом либо на каком-то другом носителе. Музыкальные звуки записываются при помощи нотных знаков, специально придуманных для этого. Нотные знаки чаще всего изображаются в виде маленьких овальных кружочков. Эти кружочки могут быть белыми или черными . К нотам возможно добавление вертикальных линеек, которые носят название — штилей . К штилям сбоку возможно добавление определенных хвостиков и флажков . Часто ноты соединяются между собой горизонтальными линиями . Эти линии довольно часто применяют вместо флажков (хвостиков) для создания определенной сгруппированной музыкальной фразы. Все эти нотные обозначения созданы для того, чтобы показывать музыканту длительность каждого отдельного звука (ноты). Об этом Вы можете узнать поподробнее в уроке « Запись длительности звуков».

По высоте звучания ноты принимают различные положения на нотном стане (нотоносце). Нотоносец состоит из пяти длинных горизонтальных, параллельных линеек, причем счет нот всегда ведется от нижней линейки

.

Нотный стан располагает ноты в разных местах, что помогает записывать мелодию

  • ноты располагаются на самих линейках



  • ноты располагаются между линейками



  • ноты располагаются под первой линейкой



  • ноты располагаются над пятой линейкой



Ноты на нотоносце наглядно показывают всю разницу между собой: чем выше на нотоносце располагается нота, тем выше будет ее звучание. Понятно, что пяти линеек не хватает для записи всех нот, поэтому и используют дополнительные линии. Эти линии выглядят, как коротенькие добавочные линии к нотоносцу. Линейки под первой основной линией называются нижними добавочными, а расположенные над нотоносцем — верхними добавочными. На практике, число добавочных линий редко может быть более пяти

.

Музыкальный звукоряд, созданный определенными октавными нотами, называется октавой. Например, между нотами «до» одной высоты, и до ноты «до», расположенной следующей выше или ниже по звукоряду, будет находиться октава. Октава состоит из семи основных нот (окта по латыни, значит восьмая). Для избежания путаницы, ноты одинаковые по написанию, но разные по высоте звучания, записываются в разных октавах. Самое низкое звучание у субконтроктавы. За ней следует контроктава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвертая и закрывает звукоряд пятая октава.

Диапазон звучания при игре на гитаре включает в себя сразу несколько октав. Беретон начинается с ноты «ми» первой октавы, первой струны и заканчивается на третьей. Высоту диапазона можно расширить, если применять флажолеты.

К семи основным нотам музыкального звукоряда добавляется еще пять дополнительных, расположенных между основными. Нотная запись изображает их при помощи специальных знаков (знаки альтерации) и присоединяет к семи основным. Так что, в одной октаве оказывается двенадцать полных звуков, различающихся по высоте на единицу высоты — полутон. Два полутона составляют целый тон. Дополнительные ноты находятся между основными нотами на расстоянии одного полутона, а основные ноты имеют между собой разные расстояния. Основные ноты можно связать по парам: до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-соль, соль-ля, ля-си, си-до. Между парами ми-фа и си-до расстояние составляет один полутон, а между остальными парами — один целый тон.

Для того, чтобы хорошо освоить игру на гитаре, используя нотную грамоту, необходимо очень внимательно выучить все расстояния между основными и дополнительными нотами.





Еще статьи раздела "НОТНАЯ СИСТЕМА"

Музыкальные звуки, звукоряд
Нотные ключи
Знаки альтерации
Длительности нот
Паузы, метр, такт



Вернуться к оглавлению самоучителя
Вверх