Извлечение звуков медиатором (часть 1)


1 2

В эстрадных оркестрах или ансамблях гитара используется в основном для исполнения на ней аккордов, звуки которых извлекаются медиатором. Специфический характер звучания аккордов, исполняемых при помощи медиатора, подчеркивает ритмический рисунок музыкального произведения и вносит своеобразную окраску в общее звучание оркестра. Поэтому гитара стала обязательным инструментом в эстрадных оркестрах, квартетах и других ансамблей.

Медиатор обычно представляет собой пластинку яйцевидной (иногда треугольной) формы, изготовленную из пластмассы или черепаховой кости. Медиатор, изготовленный из черепаховой кости, считается наилучшим. Толщина медиатора должна быть приблизительно 1,5 - 2 мм. Чрезмерно утолщенный медиатор затрудняет извлечение звука, а при игре тонким медиатором возникает треск. Край медиатора, находящийся у заостренной части, должен быть чуть-чуть сточен и хорошо отшлифован, потому что он учувствует в извлечении звука. Шлифовку можно осуществить трением края медиатора об мел или древесный уголь, положенный на кусок материи. Кончик (узкая часть) медиатора тоже шлифуется с обеих сторон. Он должен быть не очень узким (заостренным), но и не чрезмерно широким (тупым).

Размеры и форму медиатора желательно подбирать в индивидуальном порядке, в зависимости от размеров руки исполнителя и силы ударов медиатором по струнам. На плоскости медиатора с обеих сторон целесообразно нанести точечные насечки для того чтобы медиатор не мог выскользнуть из руки.

Во время игры медиатор находится между указательным и большим пальцами правой руки, помещаясь на сгибе первого сустава указательного пальца. Остальные три пальца этой руки должны быть согнуты настолько, чтобы их первые суставы не могли ударяться о струны.

Медиатор не следует сильно сжимать, чтобы не было излишнего напряжения кисти руки и пальцев. При игре медиатором место соприкосновения правой руки с корпусом гитары должно быть немного правее указанного в разделе "Постановка правой руки", а положение кисти руки в основном остается таким, как было показано ранее.

Освоив правильную постановку правой руки для извлечения звуков пальцами обычно не трудно научиться извлекать звуки медиатором. Звуки аккорда надо расположить так, чтобы каждый следующий звук оказался на соседней (находящейся рядом) струне. Только в этом случае аккорд можно исполнить с помощью медиатора. Звуки аккордов чаще всего извлекаются ударами медиатора по струнам в направлении от нижних звуков аккорда к верхним (движение кисти вниз).

Удары медиатора по струнам должны производиться стремительным движением кисти руки. Но степень стремительности может изменяться в зависимости от характера исполняемого произведения, а также в зависимости от обозначенной длительности аккордов. Чем короче длительность аккордов, тем стремительнее должно быть движение кисти руки. Проиграйте несколько раз подряд упражнение. Перед каждым ударом по струнам надо предварительно помещать кончик медиатора между пятой и четвертой струной и сразу производить удар.

В эстрадных оркестрах, ансамблях звучание аккордов, исполняемых на гитаре, в большинстве случаев должно быть коротким (отрывистым). Когда удары медиатора начнут получаться равномерными, можно приступить к освоению этой детали исполнения. Краткость звучания аккордов, так же как и степень стремительности движения кисти руки при ударе медиатора по струнам, определяется исполнителем исходя из характера музыкального произведения.

Короткое звучание аккордов или перерыв в звучании (пауза) достигается значительным ослаблением прижатия пальцами левой руки струн на ладах. Но при этом пальцы не снимаются со струн (1-ый вариант "Стаккато"). Советуем еще раз прочитать весь раздел "Стаккато", так как при исполнении музыкальных произведений может пригодиться не только 1-ый вариант, но и другие.

Проиграйте еще несколько раз помещенное выше упражнение с отрывистым звучанием аккордов. Вы сразу заметите, как изменился характер звучания благодаря глушению звуков аккорда.

В приведенных ниже упражнениях показано различное чередование аккордов и пауз. Такой ритмический рисунок наиболее часто встречается в партии гитары в эстрадных оркестрах, ансамблях. Освоив на данных упражнениях владение медиатором и технику глушения звуков при игре в медленном темпе, переходите к исполнению этих ритмических фигур в быстром темпе.

В партии гитары в эстрадных оркестрах (или ансамблях) наиболее ярко, эффектно звучат и наиболее удобны для исполнения медиатором аккорды, состоящие из шести, пяти или четырех звуков.

Написать партию гитары, удобную для исполнения, значительно труднее, чем для других музыкальных инструментов. Поэтому в партии гитары для эстрадного ансамбля пишут только те ноты, которые показывают строение аккорда. А как расположить ноты по отношению друг к другу и какие аккордовые тона следует удвоить, чтобы получился четырех или шести звучный аккорд, удобный для исполнения, предоставляется решить самому гитаристу.

Поиски простого и краткого способа записи звуков, из которых должен состоять аккорд (без указания точного расположения звуков этого аккорда), привели к созданию буквенно-цифрового обозначения аккордов.

1 2


Вернуться к оглавлению самоучителя
Вверх