Извлечение звуков медиатором (часть 2)


1 2

До конца данного раздела будем считать, что показанное в нотных примерах количество звуков является условным. Перейдем к изучению различных вариантов извлечения звуков аккорда медиатором, создающих своеобразную окраску аккомпанемента.

1. Левая рука занимает положение, необходимое для извлечения максимально возможного количества звуков в данном аккорде. Например, пальцы левой руки, если это доступно, размещаются так, чтобы можно было извлечь шесть звуков. При этом на первую долю такта извлекаются только несколько нижних звуков аккорда (3-4 звука), а на вторую долю такта - только несколько верхних звуков аккорда (3-4 звука). Далее указанное чередование нижних и верхних звуков аккорда повторяется.

2. Аккорд на первой (сильной) доле такта исполняется не отрывисто (без глушения звуков) и не очень стремительным движением кисти правой руки (немного арпеджиравонно), а аккорд на второй (слабой) доле такта исполняется стремительным движением кисти (не арпеджираванно) и отрывисто. Далее все повторяется. Этот прием исполнения аккордов применяется в произведениях, имеющих не очень быстрый темп.

3. Тембровые оттенки в звучании аккордов могут быть достигнуты ударами медиатора в разных точках струны. Например, один удар по струне производится около грифа, а другой у края розетки со стороны подставки.

Ранее говорилось, что в некоторых случаях удары медиатора по могут выполняться поочередными движениями кисти правой руки вниз и вверх.

В пьесах, имеющих быстрый темп, исполнение аккордов в некоторых ритмических фигурах иногда оказывается возможным только при использовании вышеуказанного чередования ударов медиатора по струнам. В этом случае все аккорды, приходящиеся на перву долю такта, исполняются без глушения их звучания (не отрывисто), а аккорды, приходящиеся на вторую долю такта, исполняются отрывисто.

Ударом медиатора вверх можно извлекать и все шесть звуков, и только три-четыре звука аккорда. В аккорде, следующем после аккорда малой длительности, также можно извлечь и шесть звуков, и только три-четыре звука.

Отрывистое исполнение аккордов в быстром темпе возможно только в том случае, если звуки аккорда будут извлекаться на струнах, прижатых к ладам пальцами левой руки. Извлечение звуков аккорда на не прижатых в сочетании с прижатыми допустимо, если аккорды имеют большую длительность и поэтому при их исполнении не требуется глушение звуков (отрывистость звучания).

В нотных примерах, с которыми мы ознакомились, аккорды записаны нотными знаками. Над аккордами, помимо обозначения позиций - III, V и т.д., написаны латинские буквы с цифрами или без цифр - G, Am, D7, G.

В эстрадных оркестрах, ансамблях в партии гитары аккорды почти всегда обозначаются не нотными знаками, а буквенно-цифровым способом. Познакомьтесь с двумя нотными примерами, записанными этим способом. Каждое буквенно-цифровое обозначение сохраняет свою силу до появления нового обозначения. Косые черточки, помещенные на нотном стане, показывают, на какую долю такта исполняется обозначенный аккорд (о записи на одной строчке - "нитке" - будет сказано далее).

Вы, вероятно, сразу определите, какие из ранее разобранных нотных примеров аналогичны по тактовому размеру, и, следовательно, сможете расшифровать аккорды. Усвоив буквенно-цифровые обозначения аккордов, вы сумеете сами построить ряд упражнений, развивающих технику владения медиатором. Для этого используйте последовательности аккордов из песен.

Порядок создания упражнений таков: сначала надо определить, от какой ноты построен каждый аккорд, затем какой это аккорд (трезвучие, септаккорд и т.д.). Потом нужно найти в перечне аккордов аналогичные аккорды, построенные от тех же нот. Далее следует записать найденные аккорды сначала нотами, а затем буквенно-цифровым способом и приступить к проигрыванию этих последовательностей аккордов.

В эстрадных оркестрах, ансамблях гитаре, помимо исполнения аккордов, может поручаться исполнение отдельных нот, следующих друг за другом, или мелодии. Чередование ударов медиатора вверх и вниз облегчает исполнение отдельных нот малой длительности.

Для развития техники владения медиатором полезно проигрывать ранее помещенные гаммы, применяя при их исполнении чередование ударов медиатора. Отдельные ноты, имеющие большую длительность, могут быть исполнены извлечением звука одним ударом медиатора или (для получения своеобразного эффекта звучания ноты) максимально быстрым чередованием ударов медиатора по струне на протяжении длительности этой ноты. Как мы уже знаем, такой прием называется тремоло.

После тренировки на нотных примерах и освоения буквенно-цифровых аккордов полезно приступить к практической работе. Лучшей практикой будет участие в каком-нибудь эстрадно-музыкальном коллективе.

1 2


Вернуться к оглавлению самоучителя
Вверх