Виды аккордов (Часть 1)
1
2
Аккорд может быть в основном виде или в обращении. Основной вид аккорда образуется в том случае, когда нижним звуком является основной тон аккорда.
Когда называют до-мажорное, до-минорное, ре-мажорное, ре-минорное трезвучие или какой-либо другой аккорд (септаккорд, нонаккорд), то это значит, что звуком, от которого строится аккорд (основным тоном), является нота до или соответственно нота ре и т.д. Обращение аккорда образуется в том случае, когда нижний звук аккорда - терцовый тон, или квинтовый тон, или септима аккорда. Если нижним звуком аккорда является терцовый тон, это называется первым обращением аккорда.
Если нижним звуком аккорда является квинтовый тон, это называется вторым обращением аккорда. Каждое трезвучие может иметь только два обращения. Трезвучие, находящееся в первом обращении, называется секстаккордом. Трезвучие, находящееся во втором обращении, называется квартсекстаккордом.
Из вышеизложенного ясно, что вид аккорда зависит от нижнего звука, а расположение остальных звуков аккорда может быть разнообразным. Септаккорды имеют три обращения, потому что, помимо терцового или квинтового тона, нижним звуком в септаккордах может быть еще септима (в приведенном примере септимой является си-бемоль).
Септаккорд, находящийся в первом обращении (внизу терцовый тон), называется квинтсекстаккордом. Септаккорд во втором обращении (внизу квинтовый тон) называется терцквартаккордом. Септаккорд в третьем обращении (внизу септима) называется секундаккордом.
Где бы ни находился основной тон (звук) аккорда (внизу, в середине или наверху аккорда), за ним сохраняется название "основной тон" (звук). Это относится и ко всем остальным тонам аккорда (терции, квинте и т.д.). Обучающимся очень полезно потренироваться в построении всех полных аккордов и аккордов с пропущенным квинтовым тоном. Сначала от нот, имеющих основные названия: до, ре и т.д., а потом от альтернативных: до-диез, ре-бемоль, ре-диез и т.д.
При построении аккордов рекомендуем руководствоваться следующим: прежде всего надо определить названия звуков строящегося аккорда. Назвав звук, от которого вы собираетесь строить аккорд, установите названия остальных звуков аккорда. Каждый следующий звук аккорда обязательно должен быть расположен на терцию выше предыдущего звука. Когда будут определены названия звуков аккорда, надо проверить, сколько полутонов (тонов) от первого до второго звука, от второго до третьего и т.д., помня, что большая терция содержит четыре полутона (два тона), а малая терция - три полутона ( полтора тона). Практика показывает, что большинству обучающихся легче вести счет по полутонам, а не по целым тонам.
Если между двумя соседними звуками, названия которых установлены, окажется больше или меньше полутонов (тонов), чем должно быть, то следует применить знаки альтерации. Если больше или меньше полутонов (тонов) между первым и вторым звуками, нужно соответственно понизить или повысить второй звук, а если между вторым и третьим звуками, то следует понизить или повысить третий звук и т.д.
При вышеописанном способе построения аккордов не будет возникать музыкально-орфографических ошибок, заключающихся в неправильном определении и написании звуков аккорда. Для практики построим основной вид минорного трезвучия от ноты до (напоминаем что, при построении аккордов отсчет терций ведется вверх по звукоряду). Терцией (третьей ступенью) от ноты до будет ми (до - первая ступень, ре - вторая, ми - третья ступень). Терция от ми - соль. Мы получили следующий ноты: до, ми, соль.
Теперь проверяем, сколько полутонов между нотами до и ми. Расстояние между до и до-диез равно 1 полутону, между до и ре - 2 полутонам, между до и ре-диез - 3 полутонам, между до и ми - 4 полутонам, а в минорном трезвучии между основным и терцовым тонами аккорда должно быть всего три полутона (малая терция). Следовательно, терцовый тон аккорда надо понизить на полтона, то есть добавить к ноте ми бемоль.
1
2
Вернуться к оглавлению самоучителя