Виды аккордов (Часть 2)


1 2

Далее начинаем считать, сколько полутонов между нотами ми-бемоль и соль. Оказалось, четыре полутона, как и должно быть между терцовым и квинтовым тонами в минорном трезвучии (большая терция), значит, заданный аккорд построен. Построим еще два мажорных трезвучия: первой от ноты си-бемоль (си-бемоль-мажорное трезвучие), а второе - от ноты ля-диез (ля-диез-мажорное трезвучие). Терция от си-бемоль - нота ре. Терция от ре - нота фа. Итак, в данном трезвучии должны быть следующие ноты: си-бемоль, ре, фа.

Проверяем правильность решения тем же способом, что и при построении до-минорного трезвучия. Расстояние между нотами си-бемоль и ре равно четырем полутонам. Мы знаем, что в мажорном трезвучии между основным и терцовым тонами должно быть четыре полутона (большая терция), а между терцовым и квинтовым тонами - три полутона (малая терция), следовательно, аккорд построен правильно, и знак альтерации лишь у первой ноты.

Приступаем к построению ля-диез-мажорного трезвучия. Терция от ля-диез - нота до, а терция от до - ми. Проверяем, сколько полутонов между нотами ля-диез и до. От ноты ля-диез до си - один полутон, от ноты си до ноты до тоже один полутон. Чтобы получилось не два, а четыре полутона, надо использовать повышающий знак альтерации. Диез повышает звук только на один полутон, а нам не достает двух полутонов. Следовательно, надо воспользоваться дубль-диезом, который повышает звук на два полутона. Около ноты до пишем дубль-диез.

Нота до-дубль-диез по звучанию тождественна ре, следовательно, между нотами до-дубль-диез и ми всего два полутона. Чтобы получить три полутона между указанными нотами, надо около ми поставить диез. Обратите внимание что:

нота ля-диез по звучанию равна ноте си-бемоль
нота до-дубль-диез по звучанию равна ноте ре
нота ми-диез по звучанию равна ноте фа.
В обоих трезвучиях все звуки одинаковы по звучанию, а названия имеют различные. Это явление называется энгармонической заменой (энгармонизм), а такие звуки - энгармонически равными.

Если нужно выяснить название и вид аккорда, например. Необходимо сначала исключить из аккорда все удвоения, то есть оставить (в любой октаве) только по одному аккордовому тону. Исключив удвоенные звуки (тоны), мы видим, что данный аккорд состоит из четырех разноименных звуков. Значит, это не трезвучие, а вероятно, септаккорд или нонаккорд (при пропуске квинтового тона нонаккорд имеет не пять, а четыре разноименных звука).

Теперь надо каждый из имеющихся звуков поочередно принимать за основной тон аккорда и попытаться построить от него аккорд. Начнем построение от ноты си-бемоль. Терция от си-бемоль вверх - ре, а в разбираемом аккорде ноты ре нет, следовательно, основным тоном аккорда должна быть какая-то другая из числа входящих в него нот, но не си-бемоль. Пробуем строить аккорд от ноты от ноты ми. Третья ступень от ми - нота соль, она в аккорде есть. Нота си-бемоль является третьей ступенью от соль. Осталось определить последний, четвертый звук аккорда. Третьей ступенью от си-бемоль должна нота ре, а ее в аккорде нет. Опять нас постигла неудача. Забежим вперед и предупредим, что при построении данного аккорда от ноты соль звуки не располагаются по терциям, и, следовательно, соль не может быть основным звуком в предполагаемом аккорде. Остается взять за основу для построения аккорда ноту до. Терция от до - ми. Терция от ми - соль. Теперь легко определить, что данный аккорд, состоящий из нот до, ми, соль - до-мажорное трезвучие.

Четвертый звук разбираемого аккорда - си-бемоль - оказывается малой терцией, имеющей три полутона. Мы знаем, что при добавлении малой терции к верхнему звуку мажорного трезвучия получается малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). В итоге мы установили, что разбираемый аккорд - это доминантсептаккорд, построенный от ноты до. Однако внизу аккорда находится си-бемоль - септима данного аккорда. Следовательно, это секундаккорд - третье обращение септаккорда.

Обучающимся надо потренироваться в построении и расшифровке аккордов, использовав для самоконтроля аккорды из раздела "Буквенно-цифровые обозначения аккордов".

1 2


Вернуться к оглавлению самоучителя
Вверх